История мозаики

История мозаики. Красота изнутри

Мозаика — как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта и т.д.

Смальта — кусочки прямоугольной формы разноцветного, плотного и непрозрачного стекла. Самые ранние образцы создания мозаики из смальты относятся к 4 веку до нашей эры.

По составу такое стекло почти не отличалось от обычных сортов современного стекла. Песок, используемый при его производстве, имел примеси, которые придавали стеклу зеленоватый или грязно-синеватый оттенок, но спустя примерно 200-150 лет до нашей эры было получено прозрачное стекло, и примерно в то же время была налажена технология прессования стекла в открытых формах и уже в 1 веке нашей эры технология производства стекла стала более доступной. Начались эксперименты с формой и цветом стекла, а спустя несколько веков палитра непрозрачного стекла — смальты насчитывала уже тысячи цветов и оттенков.

К новым и нетрадиционным материалам можно отнести скорлупу яиц, применяют в тех случаях, что бы придать трещиноватость каменной стене или создать эффект цветения. Для большего эффекта объемности и видимости обычно добавляют красители.

Мозаика в том виде, в каком мы ее привыкли видеть в наше время, за могие тысячилетия прошла немало школ и этапов развития в технологии своего производства. В настоящее время под мозаикой чаще всего подразумевают отделочный материал, состояший из множества одинаковых по своей форме и цвету кусочков, упорядоченных в неком интересном рисунке.

История появления мозаики уходит своими корнями в глубокую древность. Невозможно точно определить где именно она появилась, и какая цивилизация начала ее использовать первой. Известно, что уже в древне шумерских городах она использовалась для украшения храмов и изготавливалась из обожжённой глины. Дошедшие до нас шедевры были созданы за 4 тыс. лет до н.э. Мозаичные украшения присутствуют и в усыпальнице египетского фараона Тутанхамона (15 в до н.э.).На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

Самый сложный способ получения мозаики использовали флорентийские мастера — для своих произведений они использовали природную красоту рисунка камня. Тщательный подбор оттенков, идеальным соединением швов, создавался потрясающий по своей красоте колорит флорентийской мозаики. К концу XVI столетия полностью сформировалась флорентийская техника выполнения картин и до наших дней в ней не наблюдается особых изменений.

В качестве материалов для флорентийской мозаики использовались такие камни как малахит, тигровый глаз, авантюрин, агат и многие другие. Применение разнообразных камней, как драгоценных так и полудрагоценных, было принято для оформления мебельных фасадов, различных столешниц, различных дверей, отделки каминов и даже в оформлении шкатулок. Темой для таких картин могли быть узоры из цветов, либо фигурки различных животных, людей, птиц, или пейзажи и различные библейские сюжеты.

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.

Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Виды мозаики

По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

4. Блочная мозаика

Теперь про каждый из них немного поподробней.

Паркетри

При укладке используются кусочки мозаики правильных геометрических форм, в основном прямоугольных. Получается очень простой рисунок. Рисунки, которые получается на мозаичном полотне, представляет узор или абстракции.

Заранее на бумаге или ином материале наносится рисунок. Специально подобранные кусочки, склеиваются боковыми поверхностями. Если кусочки имеют собственную структуру, то нужно одновременно учитывать фон и рисунок, что орнаментный набор был грациозен.

Наиболее часто из материалов используют, смальту, и дерево, обычно из очень дорогих пород (красное дерево, розовое дерево, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево). В таких картинах, очень часто употребляют вставки металлов (меди, латуни), слоновой кости, черепашьих панцирей.

Интарсия

При интарсии мозаичная картина приминает вид фигурного изображения, узоры из различных материалом и форм укладываются. Особенностью укладки является, что отдельные пластинки подгоняются друг к другу по кромкам, склеивают и вкладывают в пол или стену, где режущими инструментами сначала вырезают контур. Лицевые стороны пластиной шлифуют и полируют, все в зависимости от желаемого эффекта.

Расцвет интарсии был в эпоху возрождения в Италии. Мозаичные панно украшали мебель, стены, утварь. Из материалов использовали слоновую кость, дерево, камни, перламутр, но основным все, же является дерево. Орнаменты по форме напоминали экзотические растения или геометрические орнаменты. Фон выбирался обычно темный, а рисунок светлый.

Инкрустация

Инкрустация способ укладки мозаики осуществляется врезанием в поверхность различных пластин. Главной особенностью является то, что пластины врезаются на одном уровне с поверхностью.

Существует также имитация инкрустации. Она осуществляется заполнением небольших углублений цветными пластинами, для имитации слоновой кость, малахита. Метод в современности применяется очень редко, из-за своей большой сложности и трудоемкости.

Блочная мозаика

Блочная мозаика — это вид мозаики, когда рисунок или орнамент составляется из кусочков (блоков). Что бы представить себе, можно просто увеличить блоки мозаики до размеров плитки. Настенный рисунок из плитки представляет собой блочный рисунок. Так и мозаике, только блоки маленькие.

Данный вид мозаики зародился на Древнем востоке, она получила развитие в Италии, где назывался чертозианская.

Источник:
http://www.livemaster.ru/topic/1070405-istoriya-mozaiki-krasota-iznutri

Декоративная мозаика

Выберите магазин, чтобы увидеть товары в наличии

Выберите магазин, чтобы увидеть товары в наличии

Выберите магазин, чтобы увидеть товары в наличии

Выберите магазин, чтобы увидеть товары в наличии

Выберите магазин, чтобы увидеть товары в наличии

Выберите магазин, чтобы увидеть товары в наличии

Выберите магазин, чтобы увидеть товары в наличии

Выберите магазин, чтобы увидеть товары в наличии

Выберите магазин, чтобы увидеть товары в наличии

Теперь товары можно отфильтровать по наличию в магазине

Декоративная мозаика: большой выбор, низкие цены

Плитка-мозаика позволяет создавать неповторимый дизайн интерьера. Комбинируя декоративную мозаику с обычной керамической плиткой, легко получить уникальную эффектную композицию. Такая плитка используется не только для стен, но и для пола. Мозаичные элементы гармонично смотрятся в любой комнате.

В каталоге интернет-магазина Леруа Мерлен Вы можете выбрать и купить не только декоративную мозаику под клей, но и на самоклеющейся основе для стен. На сайте предлагаются коллекции таких марок, как Antarra, Artens и Vidrepur.

Что представляет собой декоративная мозаика

Плитка-мозаика — это множество маленьких элементов, скрепленных вместе. Основой служит строительная сетка или самоклейка. При необходимости плиточное полотно легко режется на части нужного размера. Гибкость материала позволяет облицовывать неровные поверхности. Стоит учесть, что края неровные.

Решая, какую декоративную мозаику купить, обращайте внимание на материал изготовления, например, алюминиевую мозаику нельзя использовать во влажных помещениях. Для самостоятельного монтажа удобен облицовочный материал на самоклейке.

Декоративная мозаика изготавливается из разных материалов, поэтому цена товаров значительно отличается. В нашем каталоге представлена плитка из:

При совмещении в рамках единой композиции декоративной мозаики из разных материалов достигаются интересные комбинации. Оригинальным решением будет сочетание мраморной на полу и керамической на стене.

Читайте также  Вафельное полотенце (48 фото): размеры кухонных и детских полотенец, особенности полотенечной ткани, применение больших изделий для бани и на пляже

Приглашаем подобрать плитку-мозаику нужного цвета и размера в магазинах Леруа Мерлен в Москве и других городах России или сделать покупку онлайн в нашем каталоге.

Источник:
http://leroymerlin.ru/catalogue/dekorativnaya-mozaika/

Значение слова «мозаика»

1. Рисунок или узор, составленный из укрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, эмали, цветных камешков и т. п., плотно примыкающих друг к другу. Василий Дмитриевич показал нам — мозаичное панно «Пруд с лилиями», сделанное им из окских камней —. Мозаика была необычайно выразительной и производила высокое художественное впечатление. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи. || собир. Кусочки стекла, мрамора, цветных камней и т. п., используемые для такого рисунка, узора. || перен. То, что представляет собой пеструю смесь разнородных элементов. Каждая из них [народных песен] — мозаика, составленная из кусков, беспрестанно повторяющихся в других песнях. Чернышевский, Песни разных народов. Перевел Н. Берг. Начну по порядку, а то очень боюсь, чтобы написанное не стало похоже на шероховатую мозаику. М. Антокольский, Из автобиографии.

2. Искусство составлять такие рисунки, узоры. [Ломоносов] занимался также и мозаикой, — есть мозаичные иконы его работы. Сергеев-Ценский, Пушки выдвигают.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

МОЗА’ИКА, и, ж. [ит. mosaico]. 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.). Древнеримские мозаики. 2. только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой. 3. Название детских игр, в к-рых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. п. 4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. искусств. вид декоративного прикладного искусства, основанный на компоновке и размещении на какой-либо поверхности плотно прилегающих друг к другу и скреплённых между собою разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т. п.

2. произведение, созданное с использованием такого метода

3. перен. то, что представляет собою смесь разнородных элементов

4. детская игра, в которой нужно составлять рисунки или узоры из набора разноцветных элементов

5. биол. вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях; также пятна на листьях растений, появляющиеся в результате такой болезни

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова самогон (существительное):

Источник:
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Панно из мозаики Fabrizio Roberto

5 ШАГОВ К ИДЕАЛЬНОМУ ИНТЕРЬЕРУ

Выберите коллекцию или назначение декорируемого помещения

Выберите изображение для мозаичного панно из нашего каталога или загрузите своё

Редактируйте изображение, задавайте свой размер и добавляйте эффекты

Укажите тип продукта и конфигурацию мозаики, чтобы узнать итоговую цену заказа

Оплатите заказ в нашем интернет-магазине и получите его

Доступные цены от 15000 руб. за 1 м 2

Большой выбор из более 5000 изображений

Быстрое изготовление в срок от 2-х дней

Каталог мозаики

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 15000 руб.

Цена от 9990 руб.

Цена от 9990 руб.

Мозаика с Вашим изображением
от 9990 руб./кв.м

Эксклюзивный декор для стильных интерьеров

Доставка в любую точку мира

Стеклянная мозаика

Мозаика — один из самых древних видов декоративно-прикладного и монументального искусства, была распространена во многих странах мира. Но особым местом ее «географии» стала, конечно, Италия. Преемница Великой Римской империи, она унаследовала культурные традиции Античности, сохранила и приумножила их.

Однако мир не стоит на месте — он меняется, требует нового и предлагает новое. Отвечая потребностям современности, специалисты создали инновационную технологию производства панно из мозаики Fabrizio Roberto®, которые прекрасно подойдут для декоративной отделки любых помещений и позволят воплотить самые дерзкие дизайнерские задумки.

Устойчивость к химическому воздействию

Наша стеклянная мозаика не поддается воздействию химических реагентов и кислот, содержащихся в большинстве моющих средств. Влажная уборка с помощью мягкой губки и мыльного раствора не займет много времени. Однако не стоит забывать о том, что стекло требует к себе особого отношения, его можно поцарапать. Поэтому при уходе за мозаикой не рекомендуется использовать абразивные вещества.

Материал не впитывает воду, что позволяет разместить панно из мозаики на стену ванной комнаты, душевой, кухни, бассейна и других влажных помещений.

Мозаика Fabrizio Roberto® прекрасно выдерживает переходы к минусовым температурам вплоть до -20 градусов.

Устойчивость к ультрафиолету

Изображения, нанесенные на мозаичные чипы, не подвержены выгоранию под воздействием солнечных лучей.

Широкие возможности для творчества

Технология производства материала позволяет воплощать любые изображения неограниченных размеров. Выбрать можно как из нашего каталога, так и создать панно из мозаики на заказ!

Сетка из стекловолокна, создающая несущую основу плитки-матрицы, гибкая. Это позволяет покрывать мозаикой Fabrizio Roberto® разноуровневые и криволинейные поверхности — бортики бассейнов, своды, колонны.

Благодаря индивидуальному подходу и возможностям собственного производства, компания «ОРТОГРАФ» способна реализовать любые идеи по дизайну интерьера. На нашем сайте Вы сможете не только купить панно из мозаики для отделки бассейнов и ванных комнат, но и создать уникальные скинали (кухонные фартуки), бордюры и декоры, декорировать мебель и предметы интерьера мозаикой.

Источник:
http://www.ortograf.ru/mozaika

Моза́ика (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Содержание

Древний Восток

История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигзаги») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, чёрным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник.

Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики, можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)

К 8 веку до нашей эры относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излёте пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).

Античность

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до нашей эры Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по чёрному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 века до нашей эры найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (конец IV века до н. э.)

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

  • Помпеи, «Битва при Иссе» — мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
Читайте также  Унитазы-компакт - Комфорт: Rosa - Комфорт Люкс, Sanita Ideal, Sanita - Марс - и другие модели производителей, технические характеристики, вес, комплектация и размеры

Ранние христиане и Византия

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Средневековая Евразия

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры.
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало.
В Германии с этим материалом в 1750—1770 годах работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактуры находится в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в своё время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъёмные решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветных мелких стёкол. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являвшейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из Дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы) азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Французская мозаика

Одной из достаточно известных французских мозаик в своё время была мозаика Эмо де Бриар. Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе, одна из значимых фигур французского течения ар-нуво, использовал её при создании многих своих работ. [1] Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

  • Софийский собор (Киев) — в интерьере собора сохранился крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века[2]
  • Михайловский златоверхий монастырь

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов. Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику [3] . Во влажном климате Санкт-Петербурга, построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи, а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила, свечей и лампад. Русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, С. Ф. Федоров) в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана [3] . С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 году она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства. [4]

Мозаика и народное искусство

Современное искусство

Мозаика племени Уичоли (Huichol)

В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства, как мозаика племени уичоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу — в этой технике для укладки применяется бисер.
Есть примеры другой укладки бисера — отверстием вверх.

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.
Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

В качестве мозаичных материалов используются традиционные — природный камень, смальта, керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом. Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего — интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец — художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров — по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл — для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит — для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.

Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.

Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.

Читайте также  Подготовка материала и плетение корзин из газетных трубочек - мастер-классы - Домоводство - медиаплатформа МирТесен

Источник:
http://wikipedia.tel/%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Немного полезной информации о мозаике.

Появилось немного свободного времени в результате чего решил написать небольшой пост, который возможно окажется полезен тем, кто решил использовать для отделки помещений декоративную облицовочную мозаику. Очень частый вопрос, который возникает в процессе выбора мозаики связан с особенностью сборки листов которые бывают нескольких видов. Вот именно об этой особенности и пойдет речь далее.

Чипы мозаики могут иметь разный размер, толщину и форму, но в 90% случаев это квадратные чипы размером 15х15, 20х20 и 23х23 мм. Которые собраны в листы размером около 300х300 мм. В зависимости от конкретных чипов и расшивки (расстояния между чипами) листы могут быть немного других размеров 327х327 мм. , 298х298 мм. или около этого. Сами чипы при этом собраны и удерживаются на листах с помощью основы которая может представлять из себя: полимерную сетку, силиконовые (полиуретановые) сцепки, пленку или бумагу.

Эти виды сборки можно условно разделить на «открытые», «закрытые» и «условно закрытые» Т.е. при сборке на сетку или полимерные сцепки лицевая декоративная часть видима т.к. сетка и полимерные сцепки крепят чипы между собой с тыльной стороны листов. В случае, когда мозаика продается в сборке на бумаге ситуация обратная – тыльная сторона открыта, а лицевая декоративная сторона закрыта бумагой. К «условно закрытой» категории я отношу мозаику, которая как и бумага удерживает чипы с внешней лицевой стороны, но основой является прозрачная пленка через которую видно всю лицевую сторону листа.

На данном этапе начинаю возникать вопросы какой вариант сборки выбрать и в чем особенности и преимущество того или иного вида. Прежде всего стоит отметить, что выбора зачастую может и не оказаться т.к. большинство видов «тяжелой» мозаики – толщиной более 5 мм., а так же керамогранитной, керамической мозаики и мозаики из литого стекла собираются только с использованием сетки или полимерных сцепок с тыльной стороны листов. Выбор основы относится большей частью к «легкой» мозаике толщиной 4 мм., которая может быть собрана либо на сетку и полимерные сцепки с тыльной стороны или на бумажную основу с лицевой части.

Вот здесь и стоит определить для себя какие именно задачи стоят перед вами и какой из вариантов выбрать:

МОЗАИКА НА СЕТКЕ (ОТКРЫТАЯ СБОРКА)

К основному преимуществу данной сборки можно отнести то, что при укладке мозаики вы фактически в режиме реального времени видите результат своей работы т.к. лицевая поверхность чипов открыта и вам проще оценить результат прямо в момент укладки. Такой вариант хорошо подойдет если вы сами решили облицевать небольшие плоские поверхности стен или полов и опыта у вас в таких работах не очень много. Также рекомендую данный вариант если вы пользуетесь услугами малоквалифицированных специалистов, которые плитку укладывали, а мозаику лишь изредка или работают с ней впервые (о чем, разумеется, они вам скорее всего забудут сообщить заранее)

Теперь о недостатках данного вида сборки. Чаще всего возникают проблемы, связанные с тем, что отдельные чипы при укладке или даже в процессе примерки листов на поверхность могут отлетать (сыпаться) это как правило не очень критично, т.к. их потом просто поштучно можно вставить на свое место, но доставляет определенные неудобства и немного бесит. Причин, по которым это происходит достаточно много: малый контакт сетки с поверхностью чипов, которые к тому же зачастую имеют рифленую поверхность с тыльной стороны. Огрехи нанесения клея при производстве, замерзание клея в процессе холодного хранения на складах или транспортировки в зимний период. и.т.д…

Следующим негативным моментом является искажение геометрии отдельных листов связанные по большей части с теми же причинами что и отслоение чипов. Не могу сказать, что это регулярное явление, но неоднократно обращал внимание, на то, что листы немного «сводит» и они имеют не квадратную форму, а легкую параллелограммность, что при укладке разумеется неприемлемо. Попытка вручную восстановить геометрию листа выравниванием в нужную плоскость не всегда проходит удачно и приводит к большому «осыпанию» чипов с основы.

Небольшим но тоже отдельным моментом я бы отметил вероятность попадания и последующего засыхания клеющего состава на лицевую поверхность чипов в процессе укладки, что не всегда удается заметить сразу и потом достаточно сложно удалить после полного высыхания особенно если мозаика имеет структурную поверхность.

Далее стоит задуматься над тем, какая именно поверхность будет облицована мозаикой. Если это просто плоскости и нет задачи отделки геометрических изгибов (скруглений, колонн…) то сборка на сетке не доставит дополнительных сложностей. Однако если нужно сделать плавные радиальные изгибы (внутренние или внешние) то вы столкнетесь с еще одной проблемой. При попытке уложить мозаику на сетке, например на колонну, швы начнут расходиться и их размер может существенно увеличиться. Особенно если радиус колонны небольшой. Это происходит потому, что тыльная сторона фиксирована сеткой и изгиб формируется за счет увеличения внешней расшивки. После укладки и заполнении швов затиркой эстетический вид может пострадать за счет таких больших швов. Конечно всегда есть вариант «распустить» мозаику на отдельные полосы и подогнать швы, однако это очень муторный и трудоемкий процесс, который опять же скажется на точности укладки и конечном результате.

МОЗАИКА НА ПОЛИМЕРНЫХ СЦЕПКАХ (ОТКРЫТАЯ СБОРКА)

Здесь все как у сборки на сетке, но есть дополнительные преимущества:

— склейка чипов очень надежная, очень редко бывает произвольное отклеивание (я не встречал такого вообще)

— в процессе хранения и транспортировки не возникает нарушение геометрии (если только изначально на фабрике не браконули) для силиконовых сцепок, которые еще и достаточно гибкие можно легко корректировать геометрию без отслоения чипов.

Проблема с расширением или сужением швов на изгибах, как и у сетки остается.

МОЗАИКА НА БУМАГЕ (ЗАКРЫТАЯ СБОРКА)

Из недостатков, пожалуй главным является, наличие хорошего опыта в работе поскольку лицевая часть скрыта бумагой. (а бумага удаляется только после укладки и схватывания мозаики с поверхностью) Таким образом конечный результат вы увидите во всей красе только в последствии. Сразу оговорюсь, что для профессионалов сборка на бумаге не является сложностью и многие предпочитают работать именно с этим типом сборки.

По преимуществам резюме следующее:

— отслоение чипов возникает реже,

— полностью открытая тыльная поверхность мозаики обеспечивает идеальный контакт с клеем,

— к особому преимуществу следует отнести сохранение размерности внешнего шва при облицовке гнутых поверхностей т.к. изгиб формируется за счет изменения размерности шва с тыльной стороны листа (на очень малых внешних радиусах не работает, но это очень редкие случаи)

— защита внешней декоративной поверхности чипов от клеящего состава в процессе укладки.

Дополнительно не стал относить к недостаткам, но очень важно для данного типа сборки:

— исключить намокание листов при транспортировке и хранении, иначе бумага отслоится от чипов

— аккуратная работа с листами, если неудачно взять лист бумага может подорваться и потом ровнять при укладке сложно.

— могут попадаться чипы с микротрещинами, которые не заметны поскольку чип не рассыпается (его целостность сохраняет бумага) такой дефект обычно будет замечен только после удаления бумаги, и заменить чип будет сложнее на уже приклеенной мозаике, чем в момент укладки когда используется мозаика на сетке и это будет замечено сразу.

МОЗАИКА НА ПРОЗРАЧНОЙ ПЛЕНКЕ (УСЛОВНО ЗАКРЫТАЯ СБОРКА)

Встречается не так часто и обычно на керамической мозаике. Здесь в принципе все как у сборки на бумаге + небольшой бонус в виде возможности визуального контроля укладки. Хотя есть еще одно небольшое преимущество которым редко кто пользуется. После укладки мозаики можно аккуратно удалить пленку только со швов скальпелем, а лицевую сторону чипов оставить оклеенной. Затем затереть швы не пачкая декоративную поверхность чипов и только после высыхания затирки удалить пленку. Долгое муторное, но в некоторых случаях правильное решение, особенно когда чипы имеют тонкое декоративное покрытие в виде обсыпных блесток, перламутра, сусального покрытия и.т.д…

Вот, наверное, и все, если кому-то будет полезно хоть что-то из этого буду рад и могу написать еще что-нибудь об особенностях и сферах применения тех или иных видов мозаики.

Источник:
http://pikabu.ru/story/nemnogo_poleznoy_informatsii_o_mozaike_5902723