Мозаика из смальты в интерьере

Мозаика из смальты в интерьере

Смальтой называют непрозрачное цветное стекло, полученное методом плавки по особым технологиям с добавлением оксида разных металлов. Его используют для создания мозаичных панно. Восхитительно яркий плотный материал имеет тысячу оттенков.

Особенности и достоинства

Образцы смальты доходят к нам с V века до нашей эры, не изменив свой колорит. Прекрасный материал пришелся по вкусу мастерам древней Византии – они довели его до совершенства. На Руси смальта обосновалась с ХI столетия. Ее применяли для украшения христианских храмов. Со временем для этих целей стали использовать фрески, а смальту незаслуженно забыли на шесть веков. Ученый и художник Михаил Ломоносов возродил в России удивительное искусство мозаичных смальтовых изделий. В XIX веке для Исаакиевского собора создали мозаичное панно на площади 600 кв м.

Исключая современные технологии, выполнение мозаики из смальты остается кропотливой ручной работой, требующей аккуратности, внимания и терпения. Цветовые возможности изделия на производстве засекречены. Однако, даже досконально соблюдая рецепт, каждый раз получается разный продукт. Неоднородность материала, сочетание матовых, прозрачных и полупрозрачных слоев, приводит к удивительному внутреннему свечению.

А если в создании смальты участвует сразу несколько цветов, продукт приобретает завораживающую гамму полутонов, играющих разнообразными оттенками даже в маленьких кусочках.

Тессеры смальты не имеют одинаковых форм и размеров, как это бывает в мозаиках из других материалов. В создании панно применяются маленькие и большие сколы разных геометрических пропорций. Это могут быть детали с неровными и острыми краями. Если изделие выполняется большими элементами, то его неполированная поверхность своеобразно преломляет свет, насыщая изображение неожиданными оттенками. Мозаичное панно, созданное из мелких полированных деталей, по своим художественным качествам не уступают лучшим образцам живописи.

Производство смальты

Технология получения смальты мало чем отличается от производства стекла. Различие заключается в добавлении оксидов металла:

Сырье с красителями на 4 часа помещают в печь и выплавляют при температуре 1200 градусов. Затем выливают на чугунную плоскость, раскатывают и нарезают кусками («блинами» или «блоками»).

Рецепты наработанных ярких оттенков производители держат в секрете. При их изготовлении нельзя добиться стабильного цвета – каждый раз тон и плотность материала меняются. Например, при добавлении меди на определенном этапе нагревания изделие становится розовым, затем сочно-красным, и в итоге мутнеет, приобретая коричневый цвет с медными вкраплениями.

Золотую смальту производят другим способом. Сначала подготавливают стеклянные плитки площадью 100-200 кв см и толщиной в 1 мм. На плитки помещают золотую фольгу, а далее размягчают заготовку в печи, не доводя до плавления. Вынимают, заливают раскаленным стеклом так, чтобы толщина изделия не превышала 1 см. Получается красивый мозаичный материал. Один килограмм такой смальты стоит 55-85 тысяч рублей, тогда как обычная цветная продукция – 600-700 рублей.

Создание мозаики своими руками

Если возникло желание выполнить мозаику из смальты своими руками, а мастер-класс взять не у кого, попробуем объяснить азы работы с этим материалом. Следует помнить, что смальта является стеклом, которое бывает острым, а его колким – опасным. Техника безопасности при работе с ней такая же, как со стеклянными изделиями – нужно позаботиться о том, чтобы острые сколы не летели на мебель и прочую окружающую обстановку. В момент изготовления не допускается присутствие детей и животных. Рабочую поверхность следует застелить клеенкой или бумагой. Затем нужно надеть защитные очки, перчатки и приступать к работе.

На деревянный пень нужно установить пластину смальты, закрепленную долотом и аккуратно откалывать небольшие куски молотком. Полученные сколы следует рассортировать по цвету, размеру и форме.

Для оформления панно понадобятся не только геометрически четкие заготовки, но и осколки с неровными краями.

После получения сколов рабочую поверхность и окружающую обстановку необходимо тщательно убрать, чтобы исключить контакт домочадцев со стеклянной крошкой. На следующем этапе подготавливается место для работы над панно. Подходящим основанием считается сухая, жесткая поверхность, которую зачищают от пыли и неровностей. В противном случае, кусочки смальты будут отслаиваться. Когда поверхность подготовлена, можно выкладывать мозаику. Существует два метода подобного действия: прямой и обратный.

  • При прямом способе кусочки стекла выкладываются на поверхность с клеевой основой лицевой частью вверх. Это дает возможность наблюдать за появлением рисунка.
  • Обратный метод предполагает выкладывание мозаики изнаночной стороной, на которую впоследствии заливается клеевая основа. Просохшее полотно следует перевернуть, а затем проверить размещение мозаичных элементов. Вторым способом работать сложнее, но с его помощью можно добиться идеальной плоскости полотна.

Формировать края рисунка следует большими прямоугольными кусочками. Когда контур готов, можно приступать к дальнейшей укладке. Техника создания мозаики проста, но нужно иметь терпение, цветоощущение и художественный вкус. Мозаичное панно подойдет многим стилям. Все зависит от сюжета рисунка.

Смальтой можно облицовывать стены, полы, колонны, двери и лестницы. Мозаика хорошо сочетается с другими видами отделки. Высокая стоимость мозаичной смальты обусловлена ручной работой и особенностями материала, но именно это делает ее восхитительной. Кроме того, она практически вечна, не требует реставрации и ухода, а своей красотой будет радовать многие поколения.

Источник:
http://dekoriko.ru/mozaika/iz-smalty/

Мозаика из смальты

Смальта — атрибут дорогих интерьеров, королевских дворцов и знаменитых соборов. Из нее изготавливают мозаичные панно, репродукции картин и даже «ковры». Подобные произведения набирают вручную, что и объясняет довольно высокую цену мозаики из смальты.

Преданья старины глубокой

Из истории. На Руси смальта появилась в XI веке — с началом строительства первых христианских храмов. Со временем фрески вытеснили смальту, и о ней забыли почти на шесть столетий. Интерес к этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями М.В. Ломоносова. После многочисленных опытов ученый сумел разработать технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (называемых смальтами) стекол. А полученную смальту решил использовать для изготовления мозаичных картин. Примечательно, что мозаичистам, достигшим высот в своем искусстве, император лично присваивал звание академика Российской Императорской Академии художеств.

Огромные картины из смальты (мозаика занимала площадь около 600 кв. м.) были выполнены для Исаакиевского собора. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне они получили высочайшую оценку.

После Всемирной выставки в Лондоне 1862 г., на на которой были выставлены картины из смальты для Исаакиевского собора, специалисты отмечали, что у русских изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе».

Что это? По сути, смальта — это обычное цветное стекло, только непрозрачное и очень плотное. Благодаря специальным добавкам его цвет получается ярким, глубоким, насыщенным. Современные технологии позволяют создавать материал неоднородной текстуры, передавать тысячи цветов и оттенков, а также усиливать эффект свечения изнутри. Для изготовления золотой смальты используют фольгу, проложенную между двумя слоями стекла.

Классическая и модульная смальта. Классическая поставляется большими «блинами» — заготовками, от которых художники-мозаичисты специальными щипцами откалывают кусочки, составляя из них панно. Кусочки получаются неправильной формы, в чем, собственно, и заключается главная их прелесть. Смальта, калиброванная фабричным способом, поставляется в виде готовых модулей. Она похожа на стеклянную мозаику, только дороже и имеет совершенно другое качество чипсов.

Мозаика из смальты отлично смотрится не только в храмах, дворцах и общественных учреждениях, но и в частном интерьере. На фото примеры венецианской смальты.

Дорогие полы из смальты весьма практичны. За ними легко ухаживать. они износостойки, т.е. вполне пригодны для помещений с повышенной проходимостью. Но вряд ли вы увидите смальту под ногами в зале для фитнеса — это было бы слишком накладно для хозяев помещения. Однако для домашнего спортзала пол из смальты подходит не меньше, чем специальный износостойкий паркет или спортивный линолеум, а по дизайну намного интереснее.

На фото: модель Murano от фабрики Sicis.

Достоинства и недостатки. Главное преимущество смальты — разнообразие и чистота цветов. К тому же в отличие от стеклянной мозаика из смальты имеет очень гладкую поверхность, с которой легко удаляются любые загрязнения. Плюс она устойчива к абразивному износу, значит, пригодна для укладки в местах с повышенной нагрузкой — например, в коридоре или кухне на полу.

Минус у этого материала один — его цена, порой такая мозаика оценивается почти как произведение искусства. К этому можно было бы добавить и стоимость работ, но в наше время, ориентируясь на массового покупателя, фирмы предлагают и готовые варианты мозаичных панно. Они, естественно, стоят гораздо дешевле «картин» на заказ по индивидуальному проекту.

Для золотой и серебряной мозаики из стекла используют подложки из золота, платины и серебряной амальгамы. Такая художественная мозаика может декорироваться металлом, драгоценными камнями, мрамором.

Источник:
http://www.4living.ru/items/article/mozaika-iz-smalti/

Смальта – произведение искусства в интерьере вашего жилища

Элементами мозаики может быть все что угодно: кусочки стекла и дерева, осколки перламутра и металлические пластинки, камешки и фрагменты зеркала. Однако к самым известным и старинным видам мозаики относится, конечно, стеклянная, а, в частности, один из ее видов – смальта.

Читайте также  Обзор линейки мотоблоков бренда МТЗ Беларусь

Что такое смальта

Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло, изготавливаемое по специальной технологии. Довольно долго под этим названием подразумевали только ярко-синюю эмаль или стекло такого же цвета, но сейчас название распространилось на все виды материала.

В качестве отделки смальта известна со времен Древнего Рима. Материал, сохраняющий цвет и блеск на протяжении столетий превосходно подходил для увековечивания побед царей или божественных историй. В домашних условиях ее применяют намного реже, поскольку материал это сложный для ручной работы, требующий и внимания, и опыта, и немалого терпения.

В отличие от обычной стеклянной плитки смальту используют в виде осколков. Производится она в виде блоков, которые необходимо раскалывать или распиливать, чтобы получить маленькие цветные элементы. Понятно, что не каждый может совладать с таким материалом.

  • Российские изготовители чаще всего предлагают модули в виде «блинов» и «блоков».
    • «Блин» – одноцветный овал толщиной в 5–9 мм и размерами в 20–30 см на 40–60 см. Такой «блин» раскалывают: модуль устанавливают в ребро, прижимают долотом и ударяют молотком.
    • «Блок» – отличается не только формой и размерами. Это прямоугольный или квадратный слой толщиной в от 7 до 30 мм и размерами от 15*15 до 25*25 см. Кроме этого, блок часто изготавливают из смальты разных оттенков, в результате чего в массе изделия образуются изумительные цветовые переходы полутонов, оттенков, градиентов. «Блок» чаще всего распиливают, а не раскалывают, а мозаику составляют так, чтобы учесть тонкие переливы цвета между элементами одного массива.
  • Итальянская смальта продается в виде кубиков размерами до 4–5 см и толщиной в 1–2 см. Кубик раскалывается намного проще, но и стоимость итальянской продукции намного выше.

При расколе, да и при распиле получают элементы с разной поверхностью – матовой, гладкой, с неровным сколом, ровным распилом и так далее. В зависимости от задумки используются любые поверхности тессера – кусочка мозаики, здесь все зависит от воображения или видения художника. Поэтому выкладка панно из смальты, это, прежде всего творческая работа и требует хорошего ощущения цвета.

На стадии раскалывания «блинов» или «блоков» необходимо надевать перчатки, защитные очки и обращать внимание на траекторию отлета кусочков, чтобы не потерять часть материала. Сама технология монтажа мозаики из смальты также предполагает использование перчаток.

Мозаика из смальты (фото)

Виды такой мозаики

Специфическая форма тессеров – по сути любая, и к тому же с разной поверхностью, требует и особого обращения с материалом. Мозаика из смальты заметно отличается от привычных наборов из квадратных или круглых стеклянных плиточек. Во всяком случае готовые модули из одинаковых элементов, так подходящие для облицовки кухонных фартуков, здесь невозможны.

  • Византийская – самый традиционные вид мозаики, где цветные кусочки более или менее близкой формы уложены как можно плотнее друг к другу, а швы заполнены затиркой. Размер тессеров при этом может быть разным.
  • Инкрустация – врезка кусочков цветного стекла в поверхность материала, отличающегося фактурой – в дерево, например.
  • Маркетри – смальта для деревянного столика используется редко, поскольку этот материал не образует плоскости. А вот на стеклянных и металлических столиках встречается и мозаика из смальты. В основном это современные произведения.
  • Флорентийская – по технике исполнения ничем не отличается от византийской, но предполагает законченную картину из смальты с героическим или божественным сюжетом, наподобие картин старинных мастеров. Тессеры используются любой формы и размера.

Мозаика из смальты предполагает 2 возможных вида набора.

  • Прямой – кусочки стекла укладываются на поверхность, покрытую клеевым или цементным раствором. Тессеры кладут лицевой стороной верх – гладкой или сколотой, зависит от идеи. Плюс такого метода – художник видит, как воплощается его замысел и по ходу исполнения может заменить какие-то кусочки, найдя лучшие по цвету или фактуре.
  • Обратный набор предполагает размещение тессеров лицевой стороной вниз и заливку готового собранного рисунка каким-то материалом основания. Таким образом можно получить максимально плоскую поверхность мозаики. После застывания изделие переворачивают и слегка подравнивают края тессеров,

Этот же метод используется, когда невозможна работа по месту, а мозаичное панно нужно привезти в готовом виде.

О том, как производится золотая смальта, расскажет этот видеоролик:

Особенности материала

Смальта обладает всеми достоинствами и преимуществами стекла, однако в силу специфической своей формы и метода использования мозаика из нее обладает дополнительными особенностями.

  • Смальта привлекает не за счет разнообразия цветовых оттенков, а благодаря своеобразному свечению изнутри. Оно обусловлено толщиной элемента, комбинаций прозрачных и полупрозрачных участков, введением металлического зерна и так далее. Да и сам материал зачастую изготавливается из нескольких цветных смесей, позволяющих получить игру полутонов в пределах самого крошечного осколка стекла.
  • Обработка тессера допускает любую поверхность – гладкую, блестящую, матовую, рельефную, колотую, пиленую и прочее. А это позволяет создавать игру цвета и тени за счет разницы фактур.
  • Смальту можно укладывать на сколь угодно неровные и криволинейные поверхности и даже скрывать за ней строительные дефекты.
  • Это один из самых долговечных материалов из ныне существующих. Известным сегодня римским мозаикам более 2 тысяч лет, но они ни на йоту не потеряли своей красоты и красочности.

Однако у этих достоинств есть и обратная сторона.

  • Использовать смальту для отделки всей стены особенно в большом помещении не рекомендуется. И дело даже не в том, что мозаика таких размеров будет утяжелять стену, а в том, что тессеры – осколки с острыми краями и представляют определенную опасность. Для оформления детской, например, да и вообще для жилища, где есть дети, отделка смальтой не допускается, уж лучше просто мозаика, или, например керамическая плитка на пол.
  • «Мертвая зона» для такого панно – 5 метров, так что при небольших размерах комнаты мозаика будет представлять собой очень небольшой фрагмент.
  • Трудоемкость – это тяжелый, требующий предельного внимания труд. К тому же здесь нужны художественные способности и чувство цвета. Соответственно, стоимость таких работ очень высока.
  • Смальта – дорогой материал и облицовка им ванной обойдется в изрядную сумму (в сравнении с керамической плиткой).

О том, как правильно колоть смальту, расскажет данное видео:

Цветовая гамма

Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

Различают несколько видов смальты.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Производство продукции

Технология

Технология изготовления смальты, на первый взгляд, проста и мало чем отличается от варки стекла. Однако в шихту для придания нужного оттенка добавляются оксиды металлов в разных сочетаниях. И вот здесь то и возникает главная сложность.

Сами по себе смальтоваренные печи несложны, поскольку температура процесса относительно невысока – 1000–1200 С, и, главное, не требуется особой точности в соблюдении температурного режима. А это означает отсутствие дорогостоящей аппаратуры по регулировке температуры и давления.

  • Исходное сырье заливают в емкости – отдельно для каждого оттенка и устанавливают в печь. Варка, как правило, занимает около 3–4 часов.
  • Затем смальту выливают на ровные чугунные доски и раскатывают специальными металлическими валиками.
  • Полученные неправильной формы «лепешки» распиливают на бруски, «блоки» или «блины».

Варка смальты – процесс почти такой же творческий, как и изготовление мозаики из нее.

  • Во-первых, рецепты цвета и дополнительных эффектов считаются секретом производства.
  • Во-вторых, при самом точном соблюдении технологии нет гарантии получения ровно такого же оттенка. К тому же имеет значение и последующая термическая обработка материала. Так, например, медь, добавленная в стекло, никак не окраску и прозрачность не влияет.

Но если изделие нагреть до температуры близкой к плавлению, начинает появляться розоватый оттенок. При дальнейшем нагреве цвет будущей смальты переходит в ярко-красный, а затем в коричневый. На последней стадии становятся видны вкрапления меди, и материал частично становится мутным. Этот эффект широко используют при изготовлении искусственных авантюринов, но чаще добавляют в сырье не медь, а хром.

Читайте также  Столик для ноутбука в кровать (34 фото): выбираем кроватный стол-подставку, плюсы и минусы постельного изделия

Такое положение вещей делает очень соблазнительной идею изготовления, самостоятельной варки смальты для мозаики в домашних условиях своими руками. Известно, что многие художники-мозаичисты самостоятельно готовят для себя материал. Однако такое умение вырабатывается лишь годами опытов со стекловарной печью.

Несколько иначе выглядит процесс изготовления золотой смальты. В этом случае сначала выдувают стеклянные листы толщиной не более 1 мм и разрезают их на плитки по 100–200 кв. см.

На каждой плитке размещают фрагмент золотой фольги и устанавливают заготовки в специальную печь, где температуру повышают до размягчения, но не плавления стекла. Затем на каждую пластинку выливают жидкое стекло в таком объеме, чтобы при застывании оно образовало слой не толще 1 см. Потом плитку запрессовывают и отжигают.

О том, где купить смальту для мозаики и в какую стоимость, читайте ниже.

Известные производители

  • В России единственным официальным производителем смальты является Экспериментальная Лаборатория Художественных Стекломатериалов. Они используют для изготовления смальты проверенный метод ручной раскатки и предлагают материал более чем 1000 оттенков. Смальту выпускают в виде блоков или полос, в том числе и золотую. Цена обычной цветной смальты колеблется от 590 до 700 р. за кг. Золотая смальта стоит от 55 000 до 85000 р. за кг.
  • Итальянский производитель SICISвыпускает прозрачную смальту наряду с матовой и перламутровой стеклянной мозаикой. Квадратный метр готового блока оценивается в 50–60 €.
  • Vitrex – тоже итальянская компания, известная на российском рынке. Vitrex предлагает прозрачную и непрозрачную смальту. Продается она в виде кубиков, что облегчает работу по расколу и укладке материала. В среднем стоимость колеблется в районе 12–14 тыс. р. кв.м. Найти в магазинах блоки или кубики для самостоятельной работы весьма сложно.
  • Bisazza – производит множество видов керамической отделки, а также стеклянную мозаику и смальту. В России можно приобрести не только готовый модуль, но и материал для панно в виде блоков. Цветовая палитра – около 150 оттенков. Стоит блок от 1700 р. за кг.

Смальта – удивительный вид мозаики. Богатством оттенков и рельефа она превосходит даже стекло, а по долговечности и водостойкости поспорит с самыми прочными керамическими изделиями. И это действительно творческий материал во всех смыслах слова: каждая мозаика из смальты – это произведение искусства.

Данное видео поможет вам правильно порезать мозаику и смальту по диагонали:

Источник:
http://stroyres.net/keramicheskie-materialyi/plitka/mozaika/smalta.html

Смальтовая мозаика

Что такое смальта

В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: что такое смальта и в чём её основное отличие от стеклянной мозаики? Год назад мы по просьбе заказчика выполнили несколько образцов сходных по тематике и цветовой гамме, но совершенно различных по технике исполнения. Мы сравним их, и тогда разница будет очевидной.

Фрагмент панно выполнен в технике стеклянной мозаики. Студия «Александрия».

Мы знаем, что этот вид мозаики выполняется следующим образом: из больших, но достаточно тонких (3,5-4мм) листов цветного стекла мастер нарезает элементы будущей мозаики: модуль различного размера и, если так диктует задача, крупные фрагменты. Детали фрагмент к фрагменту плотно стыкуются друг с другом, для более точной подгонки стёкла обтачиваются на станке. Поверхность такой мозаики гладкая, мозаика лежит точно в одной плоскости. Поэтому этот вид мозаики очень хорош для интерьерных работ.

Но до начала ХХ века искусство знало только смальтовую мозаику. Рим и Византия дали классические образцы, по сути, технология и основные приёмы выкладки мозаики были разработаны ещё в эти два исторических периода.Дальнейшее развитие мозаичного искусства шло по пути уточнения и совершенствования основ.

Классическая смальта – это цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, изготовленное по специальной технологии.

Изготовление смальты

Изготовление смальты – процесс, состоящий из нескольких этапов:

  • В плавильных печах варится стекло, в состав которого обязательно входят оксиды металлов, которые окрашивают массу в определённый цвет и вещества, заглушающие и устраняющие прозрачность. Например, сульфиды.
  • Горячую массу стекла выливают на металлические листы , она растекается, как при выпечке блинов. Получившиеся «блины» толщиной приблизительно в 10-20мм одного и того же цвета складируются. Для того, чтобы в смальтоварне сформировалась длинная, то есть большая цветовая палитра, выплавкой нужно заниматься не один год. А опыт итальянских производств в Равенне говорит о десятилетиях и сотнях лет непрерывной работы. Смальта производство – процесс, требующий работы хорошего технолога-химика.
  • Из «блинов» мастер-мозаичист накалывает тиссуры– модуль( небольшие кусочки). Размер и форма тих элементов может варьироваться, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики эффектны за счет игры света на уложенных под разными углами элеементов на поверхностях стен, куполов, потолков. Мозаики из мелких модулей с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам.
  • Если нам нужна цветная смальта, купить мы можем, как уже готовый наколотый модуль, так и материал «в блинах».

Цветная смальта – готовый модуль, часть палитры; производство:Италия.

Панно из смальты

Есть два способа выкладывания рисунка: прямой и обратный наборы. Не углубляясь в тонкости технологии, скажем только, что с помощью прямого набора выкладываются сложные, высоко-художественныепанно из смальты. При помощи обратного набора целесообразно делать масштабные крупные работы, в этом случае время работы серьёзно сокращается.

Фрагмент мозаики из колотой смальты. Прямой набор. Студия «Александрия».

Картины из смальты

Смальтовая мозаика по сравнению с её стеклянной родственницей выглядит несколько более брутально. Для некоторых работ данное качество может быть как плюсом, так и минусом. В том случае, когда необработанные сколы смальты не являются специальным художественным приёмом, поверхность мозаичных панно можно полировать до гладкого состояния. Так выполнялись картины из смальты в XIX веке. Например, таким образом сделаны мозаичные иконы для Исаакиевского собора:

Фрагмент мозаики. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.

Золотая смальта

В мозаике широко применяется золотая смальта. Технология изготовления этого материала была разработана в византийский период. Между двумя стёклами закладывается листик золота, и всё вместе запекается в муфельной печи. Так как верхнее стекло сверх-тонкое(0,4-0,5мм), у зрителя возникает впечатление, что золото лежит прямо на поверхности стеклянного кубика.

Микромозаика из смальты

Особенный вид декоративно-прикладного искусства — микромозаика из смальты. Считается, что если в работе используется фрагменты, размер которых равен или менее 5х5мм, то мозаика уже находится в категории «микро». Выкладка рисунка выполняется при помощи пинцета.

Фрагмент микромозаики. Размер модуля 4х5мм. Студия «Александрия».

Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.

1991-2019 ©Студия Александрия – художественная студия витража и мозаики

Источник:
http://alexandria-studio.ru/articles/mosaic/smaltovaya-mozaika

Смальта. Советы начинающему мозаичисту

Смальта — цветное непрозрачное или полупрозрачное стекло, отлитое по специальной технологии и используемое для изготовления мозаик. Более-менее стабильную технологию получения цветного стекла разработали в Древнем Риме, но расцвет смальты как серьезного отделочного материала состоялся несколькими веками позже — в Византии. Восточный Рим собирался стоять тысячелетия, и византийские базилевсы строили храмы и дворцы примерно на пару-другую тысяч лет вперед. Смальта оказалась как нельзя лучше подходящим материалом для таких грандиозных целей. Яркая, не теряющая цвета со временем, морозостойкая, водостойкая смальта стала основным материалом для мозаик, да так и прошла сквозь века именно в этом качестве.

Обычно смальту не рекомендуют в качестве материала для домашнего творчества. Действительно, для новичков особенности работы со смальтой кажутся непреодолимым препятствием. Но с соблюдением минимальных правил и приобретением некоторой сноровки работа со смальтой становится творческим откровением. Возможности смальты безграничны, и создание мозаик от небольших вставок в керамическую плитку до больших настенных панно позволяет превратить любую квартиру или дом в уникальный объект декоративно-прикладного искусства. У мозаики из смальты есть и одно важное преимущество — ей можно облицовывать криволинейные поверхности, так что любые недостатки строительства можно удачно скрыть с помощью небольших мозаичных декоров.

Что важно знать начинающему мозаичисту при работе со смальтой?

Первое. Российская смальта выпускается обычно в виде так называемых «блинов» и «блоков». Блин — это плоский одноцветный смальтовый овал размерами около 20-30 см на 40-60 см и толщиной 0.5-0.9 см. Блины отлично подходят для самых первых работ — фактически их достаточно поколоть на элементы и можно выкладывать мозаику. Толщина элементов подходит как для прямого, так и для обратного набора.

Блоки — это квадратные или прямоугольные массивы смальты размерами от 15*15 до 25*25 см и толщиной от 0.7 до 3 см. Блоки часто изготавливаются из смеси смальтовых масс разных цветов, что создает уникальные сочетания цветов, полутонов, градиентов во внутренней фактуре блока. Блоки предполагают более сложную предварительную подготовку, для ряда мозаик предпочтительнее не колка, а распил стекла с помощью специальных инструментов. Но блоки создают более интересную цветовую гамму и позволяют использовать материал с разными поверхностями.

Читайте также  Выдвижная кровать для двоих детей, Правила выбра

В продаже можно встретить и итальянскую смальту, которая обычно выпускается небольшими кубиками от 2*4 до 4*5 см толщиной 1-2 см. Такие заготовки легко колоть на элементы. Но стоимость итальянской смальты в среднем в полтора-два раза выше при отсутствии значительных преимуществ в свойствах и внешнем виде.

Второе. Основной метод получения мозаичных материалов — колка. Используются для этого пеньки (как для работы стоя, так и для работы сидя), на которых закрепляется специальное металлическое ребро. Заготовка смальты устанавливается на это ребро, сверху прижимается специальным долотом, по которому наносится удар молотком. Разумеется, существуют и более сложные устройства для колки, в том числе механизированные и автоматизированные, но для домашнего творчества их можно рекомендовать уже опытным мозаичистам.

Что нужно иметь в виду? Смальта — стекло. Кромки и ребра получающихся тессер (так называются кусочки — элементы для мозаики) — острые, о них можно порезаться. Поэтому рекомендуется работать в перчатках. Для начинающих мозаичистов особо рекомендуется обращать внимание на возможную траекторию отлета отколовшегося кусочка смальты. И защищать глаза с помощью специальных очков (подойдут самые простые строительные, продающиеся в любых магазинах).

Практический совет — сразу сортировать все элементы по цвету (и даже по размеру, если замыслено нечто большого размера). Это можно сделать с помощью пластиковых коробок или корзинок, а также использовать любой вторичный материал (коробки из под соков, например). Еще один совет — не выбрасывать и не расстраиваться из-за неровно получившихся элементов. Опытные мастера знают, что даже самый неудачный скол может пригодится если не в этой мозаике, так в следующей.

Для описания возможных поверхностей смальты требуется отдельная статья, однако начинающим матерам надо знать, что у «кубика» тессеры может быть гладкая блестящая поверхность, гладкая матовая поверхность, ровная поверхность распила, ровная и неровная поверхность скола. В зависимости от назначения и художественного замысла использовать можно любые поверхности, получая в результате как гладкую поверхность столешницы, так и неровную играющую бликами поверхность крупноформатного мозаичного панно.

Третье. Прежде чем начинать составлять мозаику, следует выбрать одну из двух базовых техник набора.

Прямой набор — это выкладка мозаики лицевой стороной вверх, когда прямо в цементный или клеевой состав помещаются тессеры смальты, сразу образуя рисунок. Преимущества прямого набора — сразу видно, что получается, легко заменить одну или несколько тессер. Прямой набор рекомендуется для облицовок непосредственно по месту и для художественных проектов с имитацией живописи.

Обратный набор — это укладка мозаики лицевой стороной вниз. Набранный рисунок заливается смесью основы, после застывания которой переворачивается и затем подвергается финишной обработке (в зависимости от назначения и конкретной техники это может быть заливка швов, подравнивание краев тессер и т.п.) Преимущества обратного набора — простота получения ровной поверхности мозаики, возможность создания «сборочного модуля» большой мозаики. Обратный набор рекомендуется для любых мозаик, требующих перемещения до объекта и для создания практических мозаик на столешницах, полках и т.п.

Выбор конкретного материала основы зависит от вида мозаики и ее последующего использования. Обычно используются цементные смеси с добавлением песка, причем предпочтительнее использовать чистый кварцевый песок без органических примесей. Но можно создавать мозаики на основах из разных материалов с помощью клеев.

Что можно украсить с помощью мозаики?

1. Декорировать плитку в санузле, ванной комнате, сауне, бассейне. Причем мозаику можно как внедрять небольшими вставками в плитку, так и заменять отдельные плитки небольшими мозаичными декорами. Следует иметь в виду, что поверхности, которые имеют контакт с человеческими телом, должны быть отшлифованы, чтобы не оставалось шероховатостей.

2. Декорировать мебель. Надоел скучный столик? Попробуйте преобразить его с помощью мозаичной столешницы. Слишком уныла дверца шкафа? Добавьте ей красок с помощью мозаичного узора. Необходимость финишной шлифовки мозаики здесь также актуальна.

3. Украсить вазу, цветочный горшок. Это скорее подойдет для ландшафтного дизайна. Чем покупать и городить в саду нелепые и уродливые пластиковые фигуры, куда наряднее и изысканнее украсить сад эксклюзивной собственноручной мозаикой. Смальтовые мозаики хорошо держатся на керамике и не боятся сырости и морозов (необходимо, конечно, еще и правильно подобрать или сделать строительную смесь).

4. Создать художественное панно. Это проще всего, и готовое изделие можно использовать практически где угодно. Мозаики не боятся солнечного света, поэтому их без опасения можно размещать на солнечных стенах как внутри, так и снаружи дома.

Источник:
http://geliopolis.ru/dom-dacha/smalta-sovety-mozaichistu/

Создаем мозаичное панно из смальты

Иллюстрированное руководство

Эта статья представляет собой иллюстрированное руководство по созданию мозаичного панно из смальты. В ней мы собираемся всего-навсего рассказать о том, как это делается. Процесс изготовления мозаики почти не изменился с течением времени, и представляет собой процесс сборки колотых кусочков смальты на какой-либо поверхности, таким образом, чтобы в результате получилась картина.

При работе главным инструментом послужат наши руки, но ведь для того, чтобы создать истинное произведение мозаичного искусства потребуется набор профессиональных инструментов, к которым относятся: станок для колки смальты, специальный молоток с победитовым наконечником, наковаленка и кусачки.

Теоретически, технике мозаики может научиться любой и делать ее на первый взгляд довольно просто. Однако следует иметь в виду, что процесс требует целого набор профессиональных навыков и трудоемкой предварительной подготовки.

В первую очередь необходимо продумать и создать эскиз. Для этого необходимо увидеть интерьер, для которого создается мозаичное панно.

Далее потребуется разработать проект и выбрать наиболее подходящую технику исполнения, которая позволит наиболее ярко выразить наш замысел.

Ну и естественно, запастись недюженным терпением, сродни тому, что нужно рыбаку, вознамерившемуся прийти домой с уловом. Но, кроме терпения, нам необходимо и воображение, ведь благодаря ему мы, подобно нашим античным «коллегам » можем сотворить море, кишащее рыбой.

Итак, наши руки, старание и воображение, помноженное на терпение – залог нашего успеха!

Шаг 1.
Создаем эскиз будущей мозаики, исходя из особенностей интерьера и пожеланий заказчика в плане выбора темы, материала и прочих особенностей замысла.

Шаг 2.
Рисуем картон (утвержденный заказчиком рабочий эскиз в полный размер панно).

Шаг 3.
Снимаем кальку-шаблон с картона.

Шаг 4.
Набираем палитру смальты, необходимую для работы.

Шаг 5.
Рассчитываем необходимое количество каждого оттенка смальты., ориентируясь на цветовое решение эскиза. На каждый 1 м кВ панно набираем 20-25 кг смальты.

Шаг 6.
Пилим, колим смальту на модули.

Шаг 7.
Подготавливаем рабочий стол. К нему должен быть свободный доступ со всех сторон.

Шаг 8.
На рабочий стол выкладываем кальку- шаблон, накладываем пленку, затем сетку. Используя двухкомпонентный клей начинаем нашу работу. Работу лучше всего начать с центральной фигуры.

У нас это гондольер.

Обязательно, уточните у заказчика нужна ли рамка.

Эту работу выполняла бригада мозаичистов, под руководством художника-монументалиста Емельяновой Натальи. Более опытные мастера делали самые сложные участки. Это достаточно кропотливая работа, требующая определенных навыков и прекрасного глазомера для точной подколки смальты. Ведь порой требуется расколоть тот или иной кусок смальты до модуля едва достигающего размера спичечной головки.

Иногда бывает очень неудобно, работать с центральной частью большой картины. Приходится даже осваивать навыки балансировки, сродни цирковым канатоходцам, но при этом еще и держа в руках каким-то образом смальту, клей и молоток с наковальней. Никто долго не решался на подобные манипуляции, поэтому центр мозаичного панно практически до самого завершения работы оставался незаконченным.

Но вот наконец кропотливая работа по сборке мозаичного панно окончена. Для лучшего схватывания клея, мы переворачиваем картину, реставрируем выпавшие элементы и готовим к транспортировке.

А это наша мозаичная картина не предназначенная для каких-то практических целей, она сделана для того, чтобы приносить людям радость. Ее владелец, его семья, друзья и гости смогут наслаждаться ее постоянным присутствием в доме и получать истинно эстетическое удовольствие.

Источник:
http://art-palatin.ru/articles/mosaic/